Проблемы российского рынка щебня: статистика, мнения, перспективы
Экономический кризис отразился на рынке щебня самым негативным образом. Незначительный прирост, зарегистрированный Росстатом в 2014 году, ситуацию не спас. Уже в первом квартале статистика просела на 14,6%.
Краткий обзор показателей: цифры и факты
Эксперты отметили снижение практически по всем направлениям. Итоговое сокращение составило:
- отгрузка ж/д транспортом – 24,3%;
- доля импортной продукции на российском рынке – 2%.
Ситуация с экспортом изменилась незначительно, ведь продажи отечественного щебня относительно невелики. Общий показатель не превышает 0,3% от производственных объемов.
Причиной обвала стала внешнеполитическая напряженность. Основным поставщиком продукции являлась Украина. Из этой страны поступало около 78% всего щебня. Белоруссия и Норвегия отгружали в России 14 и 6% соответственно. Доля других государств была незначительной – всего 2%. Российскую же продукцию приобретает сразу по семь государств-партнеров. Основным покупателем считается Казахстан.
Лидерами внутреннего потребления стали:
- столичный регион – 12%;
- Тюменская область – до 11%;
- Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью – 6,5%.
Максимальный расход щебня приходится на дорожное строительство, выпуск железобетона и товарного бетона. На каждый из сегментов приходится соответственно 54, 15 и 23%.
Резкий сокращение рынка после стабильного подъема негативно отразилось на ценах, а также финансовом состоянии производителей. Усугубило ситуацию сворачивание инвестиционных проектов (ОАО РЖД и «Автодор»). В итоге значительно возрос объем складских остатков. Цифра достигла 50 млн. кубических метров, что составляет 1/5 годового выпуска.
О чем говорят эксперты?
Представители Британской ассоциации нерудных материалов считают отечественный рынок перспективным. Запасов в месторождениях, по предварительным подсчетам, хватит на 100 – 150 лет. В числе основных проблем они называют:
- несовершенство структуры;
- отсутствие вертикальной интеграции;
- территориальную удаленность месторождений;
- излишнюю сегментацию;
- недостаток инвестиций.
При столь внушительных запасах многие регионы России испытывают острый дефицит материала. Издержки транспортировки делают отечественный щебень очень дорогим.
Лицензирование деятельности по импорту щебня, безусловно, будет стимулировать развитие отечественных производителей. Однако изменить ситуацию в корне не удастся. Решение специалисты видят в преобразовании самой модели бизнеса: планировании закупок, защите от рисков, использовании финансовых механизмов.
Несколько последних новостей | | | Все новости |